"Не плачь, потому что это закончилось..." [мысли]

Опубликовано 12.03.2022 в 15:07 | Мысли

14 марта McDonald's прекращает работу в России. Наблюдал сегодня, как граждане фотографируются с бургерами в руках на фоне заведения и задумался о перспективах.

Целых тридцать два года McDonald's кормил россиян, оставаясь вне политики. Теперь вдруг собрались уходить, с чего-то решив, что американская практика "отмены" или шейминга будет работать в России. Впрочем, я не об этом.

Что такое "McDonald's"?

Да-да, эмблема с золотыми арками, несмешной клоун, долбящая реклама про "весело и вкусно", участие в благотворительности, организация детских праздников, знаем.
А ещё это закупки федерального уровня с адаптированным под них сторонним производством полного цикла и практически идеальная технология пищевых продаж, не требующая квалифицированного персонала.
Результат - фанатично лояльные потребители и сверхприбыль, искусно спрятанная за вроде бы низкой ценой.

Тридцать два года Корпорация целенаправленно растила себе паству, вырабатывая с младых ногтей безусловный рефлекс слюноотделения, даже не на продукцию - на логотип. Не знаю как раньше, но 10 лет назад точно считалось, что открывать фастфуд рядом с "Маком" - дело неблагодарное, из-за психологии "промытые" клиенты сразу пойдут к ним, даже не глядя на продукцию соседей.
Нужно сказать, это работало, из малого/среднего бизнеса поблизости выживают вьетнамцы с ФоБо, да некоторые сумевшие набраться сил менее известные сети.

Вот двери закрылись, что дальше?

Уходя с рынка (или делая вид), food-гигант оставляет за собой целый океан спроса, бороздить который выйдет много игроков рынка общепита, от больших и ангажированных до маленьких и амбициозных.

По сути, всё, чего ждёт потребитель - это вменяемая отпускная цена, адекватное качество и яркие, уникальные вкусы. Звучит просто, однако отсутствие этих пунктов потопило не одну сотню крафтовиков с 500₽+ за минибургер и восточных хитросделанных шмизнесменов с унылыми поделиями из-за абсурдно низкого себеса.

Уверен, в лабораториях "Burger Heroes", "BlackStarBurgers" и "Fаrш" уже кипит работа над созданием такого продукта, свой шанс они точно не упустят. Ну, а в самом "Мираторге", основном поставщике "McDonald's", наверняка уже всё готово, раз они официально начали заявлять об экспансии, в том числе устами "главного выгодоприобретателя".

А ещё это шанс для самобытной национальной еды, вроде татарских эчпочмаков или волгоградских котлет по-киевски.
Или вспомнив, что новое - это хорошо забытое старое, вернутся "Русское бистро" с пирожками или "Метробуфеты" с оригинальными буррито.

Ведь главное - это не отсутствие на рынке запатентованных со всех сторон сандвичей, а исчезающие вслед за ними психологические шоры, без которых потребитель сможет увидеть альтернативу и выбирать из неё.

Очень надеюсь после 14 числа увидеть "гонку пищевых технологий" по созданию массового продукта по законам рынка, а не пропихивание отдельных "игроков" при помощи административного ресурса.
Ну, и чтобы не задавили заодно "талантливых малышей" вроде "Рубим Бургер" или "Remedy", для них это также шанс увеличить свою аудиторию.

Вместо итога

По сети бродит цитата, приписываемая колумбийскому писателю Габриэлю Гарсиа Маркесу: "Не плачь, потому что это закончилось. Улыбнись, потому что это было", абсолютно точно подходящая под нынешнюю ситуацию.
Поймите, "McDonald's" не нужно хейтить, плевать вслед и грозить некоей "ответкой": во-первых, расставаться надо по-доброму, несмотря на все обстоятельства, и во-вторых, общество получило бесценный опыт, как бизнеса, так и потребления, которым нужно лишь правильно распорядиться.

Такие дела.

Читайте также: