"Базара нет by Doni": фастфуд по-узбекски [обзор]

Опубликовано 07.04.2022 в 09:03 | Кухни Средней Азии

Всем привет!

Постоянные читатели знают, что у меня есть условные рубрики, в рамках которых я пишу о "звездном" общепите и интересном фастфуде. "Базара нет" пору разорваться, как той обезьянке из анекдота, ибо данное заведение подходит сразу под оба критерия: во-первых, это "первый в мире узбекский фастфуд", как они сами о себе пишут, и во-вторых, владелец бренда - Достонбек "MC Doni" Исламов, бывший артист лейбла BlackStar, ведущий сейчас сольную карьеру.

Начав свою работу в 2020 году, "Базара нет" разрасталась до 4 филиалов в 2021г, но из-за целого набора факторов в настоящее время осталось открытыми лишь две точки, при этом одна из них имеет откровенно донный рейтинг 2.0 в Я.Картах.

Мне бы там и побывать, однако я решил пойти по лёгкому пути, поехав на Солянку, где рейтинг 4,3 на 86 отзывов. Отзывы от гостей - эпичные, прямо зачитаешься, одно "кукольное чаепитие" в адрес граммовок чего стоит!
Как в "довольном" лагере, так и в "недовольном", много восточных имен - "Базара Нет" имеет статус "халяль", и оттого привлекает самую взыскательную публику - людей, для которых плов и шурпа не экзотика, а родная еда.

С погодой сегодня не повезло, надоевшая зима вернулась:

Кое-как сделав фото адреса ул. Солянка, 4с1-1А, я поскорее нырнул внутрь, спасаясь от мартовской метели, не разглядывая меню на улице. А стоило бы, поскольку под одним адресом расположились сразу два "звездных" фастфуда, второй - BlackStarBurger, бургерная Тимати, коллеги Дони по лейблу.

Соседство сказалось и на внутреннем пространстве, к которому сложно применять понятие "интерьер", это скорее "обеденная зона", как в гастромаркетах или фудкортах, с примерно таким же уровнем отсутствия комфорта:

Музыка в зале - негромкая, современная, разная, звучали и Юлия Zivert, и Slava Marlow.

У каждого заведения - отдельная кухня и своя касса для приема заказов: к Тимуру - направо, к Достонбеку - налево.

Бумажного меню я не видел, только электронное над кассой:

На двух листах, простите, матрицах развернулась восточная скатерть-самобранка с европейскими вкраплениями с граммами и миллилитрами, также обеденным предложением на третьей. Ну, а на четвертой можно лицезреть самого MC Doni, занятого готовкой.

Процесс заказа традиционен для фастфуда, с нумерованным чеком и монитором с заказами.
Исполнение заняло 12 минут, из которых чуть ли не половина ушла на доводку шашлыка, готовящегося на угольном мангале.

Общий вид заказа:

Патыр, 100г за 50₽

Тёплая дрожжевая красавица-лепешка, напоминающая мягкую сдобную булочку. Не берусь судить об аутентичности, но на стандартный узбекский нон с эластичным мякишем и хрустящей серединкой она совершенно не похожа.

"
5": отличное предложение с поправкой на фастфуд, а также после перебирания в памяти доброго десятка бюджетных хлебных корзин, с лепешечными половинками, четвертинками, а также просто "лепёшки-хрен-угрызёшь".

Плов "Чайханский", 250г за 379₽

Занимательная математика by Doni: четыре раздельных порции по 250г будут стоить 1516₽, а одна килограммовая - 1699₽.
Как там было у трактирщика в сказке про Буратино: "Три сольдо плюс три сольдо - будет десять сольдо"?

Плов внезапно оказался не сухой ресторанной "клюквой", а очень близким к аутентичным "самаркандцам" из маленьких кафе, с красной и жёлтой морковью, зирой и курдюком. Жирность ощущается, но она скорее сдержанная, если есть руками, то через запястье не перетечет.

"4+": Основные претензии к явно готовящемуся отдельно, суховатому, но хорошо жующемуся мясу, да к цене при скромном объёме порции.

Шурпа, 180мл за 289₽

Вот и добрались до "кукольного обеда".

Приглядевшись к скромной порции невнятной суповой принадлежности, я подумал было, что на раздаче ошиблись и отгрузили что-то иное, но сверившись с меню и перепроверив ингредиенты методом исключения, понял - это действительно шурпа.

О
т звука смачного холопка ладонью по лбу, обычно именуемого facepalm, притихли и обернулись дети, сидевшие за соседним столом.

А раз не ошибка, то держите: в пластиковой пиалке - водянистый бульон белёсого оттенка с хрустящим недоваренным жестким нутом и ошметками мяса, полностью поместившимися в небольшую ложку на втором кадре.

"
1": несоответствие названию, грубая ошибка исполнения. Не доел.

П
ри написании задумался: а нужны ли супы вообще в меню, если есть сложности с приготовлением?

Шашлык микс, 190г за 359₽

Фастфудный шашлык - мыслимое ли дело?

Оказывается, узбекские мини-шашлычки, попавшие на стол сразу с мангала, вполне справляются с такой задачей: сочность присутствует, но с поправкой на толщину, есть ярко выраженный курдючный вкус, убеждающий рецепторы считать, что это не говядина, а баранина. "Дымок" присутствует, однако совсем горелого мяса нет. Гарнир - маринованный в уксусе лук, шашлычная классика.
Без учета соотношения грамм/рубль,
"4+": очень приличный набор с учетом места. Правда, овощи гриль, заказываемые ЗОЖниками и вегетарианцами, в нём лишние.
И, конечно, это сугубо дегустативная тема: зайди я второй раз, то сразу выбрал бы сочный кебаб-рулет или слоеный "Наполеон".

Продолжительность визита ~35 минут, из которых примерно 15 минут заказывал и ожидал готовности.

Итог

Казалось бы, технологам Доcтонбека Гайратовича удалось упаковать многовековую национальную узбекскую кухню в формат фастфуда, подготовив к пришествию на освободившиеся фудкорты - чем не повод для оптимизма?
Честно говоря, после плова и шашлыка хочется порадоваться и говорить об успехе, но обдумав увиденное с холодной головой, замечу:

- По факту, это предприятие общепита с практически полным циклом производства, и соответственно, крайне зависимо от мастерства исполнителей, т.е. про лёгкое масштабирование и единое качество по всей франчайзинговой (!) сети можно забыть;

- Средний чек после 16 часов из-за совсем не по-восточному скромных порций легко перепрыгнет психологическую фастфуд-планку 500₽ на человека. Я потратил 1047₽, не ощутив особой сытности даже после комбо "плов+лепёшка", традиционного узбекского обеда.
Отсюда вытекают неудобные вопросы о конкурентоспособности на фудкортах и "втором чеке", а также наличии хоть каких-нибудь преимуществ по сравнению с аутентичными узбекскими кафе вроде "Айвы".

Однако мне проект симпатичен и хотелось бы видеть его дальнейшее развитие, но не в качестве очередного "продавальщика франшизы", а к примеру, демократичного молодежного узбекского кафе. Ниша-то интересная, вон районные "ноунеймы" брендируются по самые помидорки, чтобы успешно находить для себя новую аудиторию. При этом у "Базара нет by Doni" уже есть козырь в виде узнаваемого бренда, даже не нужно изобретать своего "Жан-Клод Лагмана" и раскручивать его с нуля.

Такие дела.

Читайте также: